Методологические разработки относительно норм при грузовых перевозках помогают оптимизировать работу автотранспортного предприятия и добиться максимального эффекта от хозяйственной деятельности. Заказчик же в этом случае получает возможность не платить за временные потери перевозчика и получать грузы с наименьшим ущербом для себя, а в случае небрежного обращения — требовать денежной компенсации. Это делает конкурентным само автотранспортное предприятие.
Рассчитанные нормы времени по перевозкам автомобильным транспортом помогают сформировать расценки на стоимость услуги. Автотранспортная компания с помощью лимитов производит оплату труда водительского состава. Применение этих показателей на предприятии позволяет достичь лучших результатов производительности персонала и более рационального использования транспорта и других механизмов.
Эти методические указания применимы для всех видов автомобилей, предназначенных для перевозки грузов — бортовых, фургонов общего использования, специальных (фургонов, цистерн, самосвалов), тягачей с прицепами и полуприцепами.
Временные нормы на перевозки автомобильным транспортом определяются в зависимости от характера продукции и товаров. Если речь идет о размещении и снятии грузов первого класса, то расчеты проводятся на одну тонну (здесь не учитываются контейнеры, автоцистерны с пылевидными и наливными продуктами, не относящимися ни к одному из классов). Если груз в контейнерах, то за основу берут контейнер, при транспортировке наливной и пылевидной продукции в автоцистернах — полный объем, при перемещении грузов первого класса — тонно-километр.
Для грузов, относящихся ко 2–4 классу, приняты иные нормы времени. Их рассчитывают, применяя определенные коэффициенты. Они следующие:
При расчете временных норм по перевозке грузов автомобильным транспортом за основу берутся средние коэффициенты использования грузоподъемности транспортных средств при перемещении грузов:
Часто стандартный самосвал или бортовой автомобиль перевозит грузы, которые не относятся ни к одному из упомянутых выше разделов. Тогда величину поправки вычисляют на основе усредненного фактического коэффициента использования грузоподъемности бортовой машины. При этом учитывают, что заполнение должно быть максимальным по допускаемому габариту. Значение определяют, деля единицу на коэффициент использования грузоподъемности. Те же математические действия производят при эксплуатации специализированных автомобилей, расчеты основываются на грузоподъемности. Если из-за дорожных условий транспорт невозможно заполнить по полной соответственно его техническим характеристикам, то оплату производят в соответствии с минимальной грузоподъемностью.
Превышение максимальной грузоподъемности оплачивается только в случае, когда перевозимое можно взвесить или точно замерить. Если используется прицеп, оплату труда производят за отработанные тонно-километры и фактически перемещенный вес в соответствии с расценками, которые действуют для водителей аналогичных ТС без прицепов. То же правило актуально и для автомобилей-тягачей с дополнительными прицепами и полуприцепами.
При введении в автомобильный парк новых марок механизмов, внедрении на предприятии передовых технологий, разработке маршрута по лучшему дорожному покрытию нормы времени на перевозку грузов автомобильным транспортом заменяют более прогрессивными. Если какой-то вид работ необходим, но не предусмотрен, расчеты проводят по методу технического нормирования по той же аналогии, что разрабатывались нормы.
Оплата труда водителей самосвалов, которые заняты в добыче полезных ископаемых и вывозки древесины с лесозаготовок, применяют специальную методологию расчетов для горнодобывающих предприятий и лесозаготовительных работ соответственно.
Водителям выделяют 18 минут, которые называют подготовительно-заключительным временем. Это дает возможность выполнить операции, необходимые для подготовки выезда, а также привести в надлежащее состояние технику после возвращения на базу. Еще 5 минут предоставляется на прохождение медицинского осмотра. Это время оплачивается работодателем.
Нормы времени рассчитываются в зависимости от выбранного способа погрузочно-разгрузочных работ, вида и грузоподъемности подвижного состава, характеристик перевозимых продуктов, изделий, а также применяемых для этого механизмов.
При расчете времени простоя учитывают:
Для определения этого показателя норму времени для 1 т умножают на грузоподъемность используемого транспортного средства. Если погрузочно-разгрузочные работы выполняются вручную, то просчитывают количество грузчиков, которые обеспечат соблюдение принятых норм времени.
Свойства некоторых материалов, особенности конструкции транспортного средства способны увеличить временные затраты, связанные с данными работами. В частности, это касается:
Предприятие регулирует нормы времени на перевозку грузов автомобильным транспортом при изменении конкретных условий в таких случаях:
Автотранспортные предприятия могут устанавливать местные нормы пробега и применять поправочные коэффициенты в зависимости от конкретных условий в таких случаях:
Существует несколько методов решения проблемы сверхнормативных временных затрат на предприятии:
Недостаточный контроль над затратами времени приводит к ухудшению экономических показателей предприятия. Отсутствие действий в отношении повышения производительности труда, игнорирование новых технологий приводит к утрате лидирующих позиций на рынке.
Источник: svezem.ru